
На российских биржах сегодня — как это всегда бывает в конце недели — сasual fridaу. Принято считать, самый простой день, когда белые воротнички могут даже позволить себе потертые джинсы и вот такие цветастые рубашки. Но английское слово сasual, как и русское «простой», к этой пятнице никакого отношения не имеют.
Американские фондовые рынки рухнули — индекс Dow Jones на рекордные тысячу пунктов. На сайтах российских бирж — официальное предупреждение Федеральной службы по финансовым рынкам: «Будьте внимательны и осторожны».
«На рынках США сложилась абсолютно нестандартная ситуация, когда в течение буквально 20 минут рынок упал на 9% через 10-15 минут, — говорит руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. — Он вырос еще на 6%, закрывшись на уровне минус 3%. Такого не бывает. Это нелогичные движения рынка, явно, что не может быть вызвано сугубо экономическим фактором — это сбой».
Сбой, скорее всего, технический – так, во всяком случае, говорили в пятницу утром. Еще до того, как в Америке была создана международная комиссия по расследованию опасного для мировой экономики инцидента.
Так называемые «торговые роботы», которые должны стабилизировать рынок напротив помогли его обрушить. Система электронных торгов спровоцировала массовую продажу ценных бумаг. Но это лишь версия, в которую сложно поверить, зная, что за 15 минут рынок потерял триллион долларов! И если акции американского Procter & Gamble — одной из самых стабильных «голубых фишек» на рынке за 2 минуты подешевели на 39%, а капитализация российского «ЛУКойла» за одну сессию на NASDAQ снизилась на 2 миллиарда долларов, то кто-то, несложно догадаться, мог неплохо на этом заработать.
Так называемые «медведи» случайно или специально в заявке на сделку путают буквы: вместо «миллиона» появляется «миллиард».
«Вы занимаете акции, продаете их на рынке, потом по более низкой цене их покупаете и отдаете, тем самым дельту вы берете и кладете себе в карман», — поясняет начальник отдела структурных проблем финансового рынка информационно-аналитического управления Кирилл Пензин.
NASDAQ уже отменил более сотни сделок — крайне выгодных и загадочных. Говорят, расследование будет недолгим, наказание суровым, и первые подозреваемые, которые напомнили мировой экономике страшную цифру «1987» — кризисный год, когда люди на Уолл-стрит просто выпрыгивали от ужаса из окон, уже нашлись. Но версия о том, что истинная проблема все же в Афинах, а не в нечестности трейдеров, среди экспертов по-прежнему популярна.
«Думаю, все больше тех, кто играет на рынке, опасаются краха евро, и признаки этого видны довольно отчетливо, — рассуждает аналитик агентства Standard & Poor`s Алек Янг. — Когда начинаешь задумываться, к чему это может привести, внезапно понимаешь причины того, что мы видели сегодня: беспрецедентной волатильности на американском рынке».
После гигантских фондовых колебаний, а они похлеще даже французских шестиметровых волн, которые накрыли лишь Лазурное побережье, рынок берет паузу. Последствия «черного американского четверга» могут накрыть весь мир. Но о второй кризисной волне вроде бы ничего не слышно. Доллар пока выигрывает. Но Америка вновь объявляет пока неофициальное, но штормовое предупреждение.